Термин «глокализация», образованный от слов «глобализация» и «локализация», используется для описания стратегии, которая предполагает продажу продуктов и услуг по всему миру с учетом специфики каждого регионального рынка. Один из примеров успешной «глокализации» - предприятие Volvo Group Korea в Чханвоне.
Завод группы в Чханвоне стал образцовым. Шведская компания планирует сфокусироваться на рынках БРИК. Объем корейского рынка строительного оборудования может сократиться на 10% в 2012 г.
За последние несколько лет многие корейские компании, в том числе Samsung, Hyundai и LG, успешно вышли на мировую арену, став глобальными лидерами. География их экспорта широка, их продукцию легко можно обнаружить за рубежом.
Сейчас они стараются сделать еще один шаг вперед и стать по-настоящему транснациональными компаниями за счет «глокализации». Этот термин, образованный от слов «глобализация» и «локализация», используется для описания стратегии, которая предполагает продажу продуктов и услуг по всему миру с учетом специфики каждого регионального рынка.
Звучит довольно просто, но на деле проводить стратегию «глокализации» нелегко, поскольку мировые стандарты часто вступают в противоречие с местными традициями и культурой. Поэтому компаниям приходится искать способы адаптации своей продукции к потребностям разных регионов.
Существует несколько примеров успешной «глокализации», например, Yahoo и Coca Cola, которыми могут воспользоваться корейские корпорации. Также они могут обратиться к опыту Volvo Group Korea, которая сумела сделать прибыльное предприятие из убыточной дочерней компании Samsung Heavy Industries.
Volvo Group, четвертый в мире по величине производитель строительного оборудования, приобрела компанию в 1998 г. за USD 500 млн. Сегодня Volvo Construction Equipment Korea является основной производственной базой корейского подразделения шведской группы.
Volvo Construction Equipment разрабатывает, производит и реализует оборудование для строительной и смежных отраслей. Ассортиментный ряд включает разнообразные модели колесных погрузчиков, гидравлических колесных и гусеничных экскаваторов, сочлененных самосвалов, дорожно-строительной техники и компактного оборудования.
Глава Volvo Group Korea и Volvo Construction Equipment Korea Сук Ви Су (Suk Wi-soo) называет главной причиной успехов компании уникальную систему производства на заводе в Чханвоне (Changwon). По его словам, благодаря двойственному подходу в руководстве на предприятии сформировалась «корейская система», ставшая ключом к стремительному росту.
В качестве генерального директора он возглавляет также Volvo Group Korea. «Быстрый рост Volvo Group Korea стал возможен, в первую очередь, потому что мы старались локализовать нашу деятельность, следуя при этом общей глобализационной стратегии группы», - рассказал Сук Ви Су. «Подчиняясь общим правилам, мы стараемся соответствовать мировым стандартам при работе за рубежом, но деятельность внутри Кореи осуществляем с уважением местных традиций и культуры».
Сук окончил Университет Кореи (Korea University) и начал трудовую деятельность в Samsung Heavy Industries, а в Volvo Group Korea пришел в 1998 г. Его принципы руководства основаны на главных ценностях материнской компании – безопасность, окружающая среда и качество, но он также уважает корейские деловые обычаи и культуру, что позволило местным сотрудникам принять Volvo практически без возражений.
Уникальная корейская система производства
Завод в Чханвоне является удачным примером «глокализации». Предприятие стало образцом не только для других производственных площадок Volvo, но и для других корейских компаний, пытающихся адаптироваться к условиям работы за рубежом.
Применяемая здесь система нацелена на сокращение времени производства, уменьшение товарных запасов и повышение качества. Группа начала внедрять ее и на других своих заводах, в том числе в Германии. «Начиная с 2004 г. предприятия Volvo по выпуску экскаваторов по всему миру стараются освоить нашу систему. Наш завод стал ключевым для группы,» - говорит Сук Ви Су.
Кратко охарактеризовать так называемую чханвонскую производственную модель можно словами «один товар продан – один произведен». Этот метод известен как «Лин Шесть Сигм», он сформировался на основе концепции «бережливого производства» («лин»), введенной японской компанией Toyota, и метода «шести сигм», разработанного GE.
«Самая сильная сторона завода в Чханвоне – его высокая продуктивность. По показателю человеко-часов (рабочих часов, затрачиваемых на производство одного экскаватора) предприятие в два раза продуктивнее, чем заводы группы в Европе,» - отмечает Сук Ви Су. Он поясняет, что рабочие на заводе трудятся и отдыхают все вместе, никто не отдыхает, пока другие работают. Это позволяет минимизировать потери рабочего времени.
Также топ-менеджер отметил, что в Чханвоне происходит в 10 раз меньше несчастных случаев на производстве, чем на заводах в США и Европе. «Сначала нашу систему недооценивали из-за проблем, связанных с общением. Однако результаты предприятия доказали эффективность системы. Тогда группа выбрала его в качестве показательного завода, и специалисты с других предприятий стали приезжать, чтобы изучить наши методы».
Научно-исследовательский центр
Вторым конкурентным преимуществом 61-летний руководитель корейского подразделения Volvo, объединяющего местные предприятия Volvo Construction Equipment и Volvo Truck, называет исследования и разработки. «Другие заводы Volvo, в том числе в Китае, способны только производить экскаваторы. В Чханвоне есть также возможности для разработки дизайна и проведения исследований. Это позволяет нам лучше адаптировать нашу продукцию к меняющимся потребностям рынка,” – говорит Сук Ви Су.
В настоящее время порядка 250 инженеров занимаются только разработкой моделей экскаваторов. В 2006 г. корейское подразделение Volvo создало Виртуальный центр разработки, вложив 15 млрд вон (USD 13,14 млн). В ноябре 2009 г. Сук Ви Су стал первым корейцем, возглавившим подразделение интернациональной компании, поскольку именно ему вменялось в заслугу повышение конкурентоспособности и мирового статуса завода в Чханвоне.
За счет использования передовых технологий и возможностей научно-исследовательского центра Сук Ви Су сумел в 2011 г. увеличить производственную мощность предприятия с 17 тысяч до 25 тысяч единиц техники в год. Инвестиции в прошлом году составили 75 млрд вон.
«Мы планируем довести мощность до 30 тысяч машин к 2016 году, что станет самым высоким показателем в мире среди аналогичных предприятий. Также в наших планах увеличение доли экспорта с 85% до 95%,» - говорит он.
Прогноз динамики рынка
Сук Ви Су, который также занимает пост президента компании в Азиатском регионе, отвечая за ее деятельность в Корее, Китае и Индии, сообщил, что Volvo продолжит фокусироваться на азиатских рынках, чтобы воспользоваться возможностями их быстрого роста. Он полагает, что силы в мировой экономике смещаются из США и еврозоны, пострадавших от мирового финансового кризиса, на Восток.
«Мы продолжаем целенаправленную работу по завоеванию лидерских позиций на перспективных рынках стран БРИК, в том числе Китая, за счет запуска новых производственных мощностей и активизации исследовательской деятельности, поскольку верим, что азиатские рынки будут играть важнейшую роль в развитии мировой экономики».
Топ-менеджер прогнозирует, что в течение этого года мировой рынок строительного оборудования останется вялым в связи с долговым кризисом в еврозоне и замедлением китайской экономики. «На европейском рынке ожидается застой, рынок США может немного вырасти. В Азии вероятно незначительное снижение, вызванное новой экономической политикой Китая,» - говорит он. «Наша цель – увеличить рыночную долю на 10% даже на вялом рынке».
Сук Ви Су полагает, что рынок строительного оборудования в Корее сократится на 5-10%, в США – вырастет на 10-20%. Китайский рынок уменьшится на 20-30% в I полугодии, но затем вновь начнет расти. Топ-менеджер уверен в своей компании, но с настороженностью относится к быстро меняющимся условиям рынка. Он старается обеспечить конкурентные преимущества завода в Чханвоне перед другими предприятиями на развивающихся рынках по крайней мере на ближайшие пять лет за счет повышения продуктивности и расширения возможностей для исследовательской деятельности. «В ближайшие три-пять лет предприятия с развивающихся рынков могут догнать наш завод благодаря существенным природным и человеческим ресурсам. Чтобы оставаться конкурентоспособными, нам необходимы самые лучшие возможности».