курсы валют
Сумма   Комиссия%
Из
 
В
Валюта Код Единиц Курс
Вон Республики КореяKRW100051,1675
Доллар СШАUSD156,9364
ЕвроEUR161,8102
Казахстанских тенгеKZT10018,0771
Украинских гривенUAH1020,9826
Курс иностранных валют к рублю РФ на 29.03.2017   
картина дня

13 декабря


12 декабря


11 декабря


10 декабря


9 декабря

В Сеуле отмечают православную Пасху

24 Апреля 2011 / Культура
В ночь на 24 апреля в Соборе Святого Николая Чудотворца южнокорейской столицы состоялось объединенное пасхальное богослужение, которое вел митрополит Писидийский Сотирий. Служба, собравшая свыше полутысячи верующих, велась на корейском и старославянском языках. В службе принимали участие прихожане русской церкви Святого Максима Грека, ведомой игуменом Феофаном (Кимом).    

Православная церковь пустила корни на Корейском полуострове в 19 веке. 29-30 мая 2010 года в Сеуле делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином принимала участие в торжествах, посвященных 110-летию Православия в Корее.

А перед этим 14 августа 2006 года в Пхеньяне было совершено освящение единственного в КНДР православного храма. Великое освящение Свято-Троицкого собора совершил тогда бывший в сане митрополита Смоленского и Калининградского патриарх Кирилл. Церковь Святой Троицы в Пхеньяне стала первой, за последние полвека, православной церковью в Северной Корее.

Российские корейцы, чьи потомки стали переселяться в Россию почти полтора столетия назад, вместе с новым укладом жизни стали принимать православную веру. По мере возраставшей натурализации и оседания «восточные люди» зачастую сами инициировали и вели строительство православных часовен и церквей. Притч местных храмов непременно имел священников корейского происхождения, а также священнослужителей всех ступеней приходской иерархии. Поэтому этнические корейцы могли не по нужде, но по душе блюсти присущие православию церковные требы и религиозные праздники.

От изустных преданий
Издававшаяся в Никольске-Уссурийском газета «Уссурийский край» в номере от 2 июня 1922 года поместила заметку «Корейцы празднуют». Речь в публикации шла о том, как корейцы отмечали два праздника в одном. В тот год на самый последний день мая пришёлся православный праздник Святой Троицы. А по национальному обычаю корейцы тут же святили День весеннего пробуждения. Далее в заметке было рассказано, как отмечалась Зелёная Пасха, она же Троица. «…Всё корейское население города и посёлков, расположенных около Никольска, собралось для празднования на улице города. От сборного места все корейцы, от мала до велика – численностью около 500 – 800 человек, под оркестр музыки направились по Хабаровской улице к крепости. За шествием следовали подводы со всевозможными закусками, питьём и т.п.»

Вполне возможно, что о том тоже есть где-то документальные источники, как корейцы отмечали саму Пасху Христову. А пока за неимением под рукой письменных сообщений, может быть, не лишним будет обратиться к изустным преданиям. Они отрывочно остались в памяти автора. Услышаны были по разному случаю и в разное время. И уже не столько от самих корейцев, сколько от тех, кто жил вместе с ними в одних сёлах или в рыбачьих посёлках. Кто-то ещё при царе соседствовал, а другие – до самой депортации советских корейцев в Среднюю Азию и Казахстан.

Дорогой к храму
«Праздник праздников и торжество из торжеств» отмечались в Посьетском районе на Пасху повсеместно. Однако у автора более всего собрано воспоминаний по русско-корейским сёлам Малютино и Бородино. Села были расположены в долинах Бородинского Ключа и речки Малютинки. За сёлами горные воды сливались и одним руслом впадали в море рядом с перешейком полуострова Песчаный. Как раз напротив Владивостока на западном берегу Амурского залива.

Ни в Малютино, ни в Бородино своих церквей или часовен не было. По разным причинам жителям обоих сёл удобнее было состоять прихожанами если не церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Нижний Мангугай, то церкви Сретения Господня в селе Занадворовка. Когда переходящий по церковному календарю праздник Пасхи предполагался ранним, то над селянами ещё не довлели весенне-посевные работы. И многие из жителей сёл Бородино и Малютино могли позволить себе посещать храмовые службы в течение всего 40-дневного Великого поста, а также в Светлую седмицу.

Чтобы участвовать в службах, русские ездили на подводах. Особо набожные имели пешую дорогу к храму, «как ходил по земле сам Спаситель». Корейцы же полагались на двухколёсную арбу, впрягая в неё ослика – самый распространённый и надёжный у них транспорт. Тем более что по библейской легенде, как раз на ослице состоялся «вход Господень в Иерусалим» за неделю до распятия на Голгофе. А значит, на Вербное воскресенье. Так что на «вербную» литургию православные корейцы по определению ездили в храм именно на осликах. И с особым чувством вплетали в упряжь веточки вербы с весенними пушистыми серёжками. И совсем по-праздничному была убрана обычная крестьянская арба в канун и в само Светлое Христово Воскресенье. Мягкая и жёсткая упряжь, начиная с оглобель, обвивались красными и синими лентами, отождествляясь с «главными» цветами у корейцев. В гриву ослика вплетались разукрашенные бумажные цветы, даже на репицу хвоста повязывались банты. На сиденьях расшитые подушки, на которых корейцы восседали дома по торжественным случаям за низким столиком.

В «чистый четверг»
Тем временем в посьетских церквях наступало пасхальное всенощное бдение. Православные исповедовались и причащались, святили праздничную снедь и напитки. Православные Посьетской стороны, русские и корейцы, хотя и разные в изначальном понимании бытия, в духовном стремлении направлялись на Пасху к одному храму. Приверженность корейцев к православию прорастала на их давних народных верованиях и готовых культовых чувствах.  

И в русской культурно-языковой среде традиционные духовные начала наполнялись у корейцев новым содержанием. Но к «празднику праздников» надо было «творить подвиг» не только, соблюдая пост. В страстную, то есть в последнюю и самую строгую неделю Великого поста полным ходом шла подготовка к пасхальному разговению. Главным образом в «чистый четверг» сельчане Малютино и Бородино начинали красить пасхальные яйца, печь праздничные куличи, замешивать творожные пасхи.  

Но страстной четверг потому и назывался «чистым», что требовалось совершать омовение. И только после очищения водой можно было приступать к пасхальной стряпне. Русские, как правило, топили баню. Корейцы тоже следовали своим национальным традициям. Поэтому грели воду во вмазанных в каны котлах или разводили огонь во дворе. И мылись в семейной деревянной кадке. Как было принято у кореянок, они старались пользоваться «рассветной водой», набираемой в роднике или колодце очень ранним утром. Корейцы особо поклонялись воде и огню - одним из главнейших стихий мироздания наряду с деревом, землёй и металлом.

Крашенка с веснушками
Как у русских, яйцо у корейцев тоже обладало сакральным смыслом. С незапамятных времён оно с благоговением воспринималось не иначе, как символом начала всему живому. А с пасхальным воззрением традиционное почтение к яйцу лишь усиливало жизнеутверждающее значение последнего. В Малютино и Бородино пасхальными могли быть не только куриные яйца. Уток разводили здесь с не меньшим успехом. Более того, если верить местной молве, у одного из бородинских корейцев хлопали подрезанными крыльями одомашненные лебеди. И если Пасха выпадала на конец апреля - начало мая, то с первым весенним теплом лебеди уже успевали снестись. Поэтому у односельчан была возможность похристосоваться с владельцем благородных пасхальных яиц и самим стать обладателями таких же.

Что характерно, лебединые яйца тоже красились в основном луковой шелухой. Ведь корейцы всегда знали толк в усилителях вкуса, каковым одновременно являлся натуральный луковый краситель. Когда корейцы начали перенимать пасхальную традицию крашения яиц, то нашли немало естественных колеров в уссурийской тайге или на морском берегу. По давним рассказам, сочный лимонно-жёлтый цвет мог дать луб бархатного дерева. Салатный получали из почек чёрной или железной берёзы, а зелёный - из почек маньчжурского ореха. Иные, не менее яркие оттенки придавали пасхальным крашенкам заготавливаемые впрок различные таёжные соки, сушеные плодово-ягодные дикоросы.

Правда, для выделения нужного колера и закрепления его на яичной скорлупе использовались минеральные порошки. Для того перетирали нужные камешки или вместе с яйцами варили целиком те речные или морские камешки Жаль, забыты интересные рецепты. Времена воинствующего атеизма и репрессии против носителей народных традиций дали о себе знать.

Но в отношении веснушчатых пасхальных крашенок можно точно сказать, как их готовили в Малютино и Бородино. Действительно, веснушки и весна редко бывают друг без друга. Поэтому уже сваренные и остывшие яйца обрызгивали или капали на них горячим воском, а затем просто держали в холодном отваре луковой шелухи. В каждой семье красили так на свой оттенок и вкус. А потом оставалось лишь смахнуть воск. Или делалось, наоборот, когда яйцо полностью окунали в горячий воск. После остывания воска гравировали в нем будущие «веснушки» и выдерживали яйца в том же луковом отваре. Но могли использовать и другие краски. Кроме «веснушек» корейцы нередко разрисовывали яйца любимыми в народе весёлыми масками.

Молоко… в пост
Среди бородинских и малютинских православных верующих только корейцы могли позволить себе употреблять молоко на протяжение всего Великого поста. А всё потому, что такое молоко… росло в поле и не относилось к животной пище. Речь, конечно, о соевом молоке, которое принципиально заменяло корейцам какое-либо животное молоко и молокопродукты. Коров корейцы использовали только в тягле, а выдаивали самым естественным образом – телятами. При этом творог соевого происхождения, он же тубу, ничуть не мешал корейцам готовить из него творожные пасхи.

В данном случае особенность тубу в том и состояла, что такой творог тоже имел чистый белый цвет и совершенно нейтральный вкус. К тому же тубу тоже можно было спрессовывать. Как раз то, что нужно было, чтобы формовать творожные пасхи в их библейском восприятии – в виде усечённой пирамидки. А на сторонах пасхи продавливали или наносили ярким джемом две крупные литеры церковно-славянской вязи «ХВ» - Христос воскресе! Чем не пасхальный пудинг? Особенно, если на меду, с размягчёнными таёжными сухофруктами из дикой груши, дикого винограда, шелковицы и кишмиша-актинидии.
Признаться, автору доводилось дегустировать такие пасхи. Правда, уже в настоящее время. Но очень вкусно. И не менее празднично.

Традиции как жизнь
Конечно, не все сельчане в Малютино и Бородино приветствовали друг друга на Пасху «Христос воскресе!» с ответным утверждением «Воистину воскресе!». И среди русских, и среди корейцев всегда были люди, кто вообще ни во что не верил, Но на Пасху битая крашеная скорлупа присутствовала на улице повсюду. И даже в те времена, когда все четырнадцать церквей и часовен в Посьетском районе были порушены, а клир разогнан или загнан в лагеря и тюрьмы. Тогда-то не только наши сельчане нашли выход в том, чтобы с пасхальной снедью ходить на кладбище. А у бородинцев с малютинцами погост был общий. Прямо на перешейке полуострова Песчаный, вдоль дороги. Здесь же стояли кресты и на корейских могилах.

Особенно людно было на погосте на девятый день после Пасхи, когда отмечали так называемый Родительский день. Корейцы называли его Днём хансик. И хотя хансик отмечался по лунному календарю и начинался с весеннего равноденствия, суть его в полноё мере совпадала с содержанием Родительского дня. Оба эти дня считались праздниками в честь всех покойных родственников. Так и сливались традиционные верования корейцев с православными обрядами и праздниками.

Автор: Вячеслав ШИПИЛОВ, фото Валерия Огая


ОЦЕНИТЕ КАЧЕСТВО ТЕКСТА
(Нет голосов)
популярные новости
Hyundai Solaris стал лучшим городским автомобилем по версии Рунета
 
Hyundai-Kia запускает производство Hyundai Autron
Южная Корея готовится противостоять мощному тайфуну
 
Hyundai Solaris назван автомобилем года в России
Северная Корея: перед бурей
 
Военные Южной Кореи готовятся к самым кризисным ситуациям
Hyundai Solaris получил российскую национальную награду Брэнд Года/EFFIE© 2012
 
Доля Hyundai и Kia на мировом рынке автомобилей достигла рекордной отметки
Renault не выдерживает конкуренции с южнокорейским производителями
 
Hyundai он и в Африке Hyundai

лучшие статьи месяца
4
3
2
1