Новые инициативы Казахстана на сеульском форуме «За безъядерный мир»
Главная / Экспертное мнение / Новые инициативы Казахстана на сеульском форуме «За безъядерный мир»
28 Апреля 2012

Одним из важных внешнеполитических событий для Казахстана в текущего года, несомненно, стал мартовский Сеульский саммит по ядерной безопасности. Он явился вторым по счету после Вашингтонского саммита 2010 г. давшего три основных результата: Коммюнике, Рабочий план и около 30 заявлений стран о конкретных шагах, предпринимаемых ими для повышения уровня физической ядерной безопасности.

В двухлетний период между двумя саммитами произошло определенное усиление и расширение сферы применения международной правовой базы по физической ядерной безопасности. 13 новых стран ратифицировали Поправку к Конвенции о физической защите ядерного материала (КФЗЯМ).

12 новых стран ратифицировали Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма. В ООН был пролонгирован мандат Комитета Резолюции 1540 Совета Безопасности ООН. Четыре страны присоединились к Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), а программа Глобального партнерства Группы восьми (ГПГ8) была пролонгирована.

МАГАТЭ издала важные обновленные рекомендации по физической защите (ІNFCIRC 225/5), начал работу информационный портал по физической ядерной безопасности NUSEC, осуществлялась деятельность в рамках консультативных миссий по физической защите (IPPAS) и физической ядерной безопасности (INSSP).

Одной из главных целей Вашингтонского саммита было повышение физической безопасности высокообогащенного урана (ВОУ). В период с 2010 по 2012 гг. в ряде стран были улучшены условия хранения и транспортировки ядерных материалов, и 400 кг ВОУ было вывезены из 10 стран.

Кроме того, проведена конверсия нескольких исследовательских ядерных реакторов и их перевод на низкообогащенное ядерное топливо (НЯТ).

Активную работу провел Всемирный институт по физической ядерной безопасности (WINS), созданный для защиты ядерных материалов от использования в террористических целях. Для внедрения высоких стандартов ядерной безопасности были открыты 12 национальных или региональных учебных центров для обучения и исследований в сфере физической ядерной безопасности. Интерполом был создан новый радиологический ядерный центр. В рамках ГИБАЯТ была создана рабочая группа по выявлению ядерных материалов и ядерной криминалистической экспертизы.

Выступая на Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне, Президент Казахстана Назарбаев Н.А. выдвинул инициативу о принятии Всеобщей декларации безъядерного мира.

Еще одной важной инициативой Казахстана, стало предложение создать на Ближнем Востоке зону, свободную от ядерного оружия. Аналогичные зоны уже существуют в Латинской Америке, Африке, Тихоокеанском регионе, Юго-Восточной и Центральной Азии и объединяют более 100 стран.

Казахстан выступил с идеей создания Международного банка ядерного топлива (МБЯТ) для хранения гарантированного запаса низко-обогащенного урана (НОУ) для атомных электростанций и предложил разместить его на своей территории.

Антиядерная политика Республики Казахстан.

Независимый Казахстан продемонстрировал всему миру свою национальную модель ядерного разоружения и приверженность принципам мирного сосуществования и партнерства со всеми странами. Казахстан последовательно предпринимал решительные практические меры по обеспечению мировой безопасности в сфере ядерного оружия. К важнейшим из них относятся: ликвидация внушительного ядерного арсенала и запрет ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Два года, минувшие после Вашингтонcкого саммита были наполнены знаковыми событиями в сфере глобальной ядерной безопасности и Казахстан оказался на передовых рубежах.

В стране была осуществлена беспрецедентная транспортировка 210 тонн отработанного ядерного топлива реактора БН-350 из Актау на безопасное хранение в Курчатов (ноябрь 2010 г.,). По мнению американских экспертов его достаточно для создания 775 единиц ядерного оружия.

В Астане успешно прошла Конференция Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (сентябрь 2010 г.) и международного Форума за безъядерный мир (октябрь 2011 г.);

- началась конверсия реактора ВВР-К Института ядерной физики с высокообогащенного на низкообогащенное топливо (декабрь 2011 г.);

- создан Региональный учебный центра по ядерной безопасности на базе Института ядерной физики Национального ядерного центра РК;

- Казахстан вступил в Глобальное партнерство стран «Группы восьми» (G8) против распространения оружия массового уничтожения;

- в сотрудничестве с США и Россией проведен большой объем работ по ликвидации испытательной инфраструктуры Семипалатинского полигона, завершаются работы по обеспечению физической безопасности на территории бывшего полигона;

- совместно с МАГАТЭ и Министерством энергетики США в Казахстане создается уникальная, не имеющая аналогов в мире, автоматизированная система учета, контроля и физической защиты природного урана;

- ратифицированы поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала (март 2011);

- представлена заявка в МАГАТЭ заявку на размещение Банка низкообогащенного урана (МБНОУ);

- проведены совместные с американскими партнерами учения по реагированию на радиологический инцидент при транспортировке ядерных материалов (январь 2012 г.);

Кроме этого, Казахстан внес значительный вклад в обеспечение ядерной безопасности как государство-председатель в ОБСЕ; которое успешно провело Саммит ОБСЕ в Астане. Председательство Казахстана в ОИК также содействует контролю и нераспространению круга ядерных стран в пределах представительной региональной организации.

Новые инициативы Казахстана в движении за безъядерный мир. Как признают зарубежные и казахстанские эксперты, Казахстан в лице его лидера – Президента Н.А. Назарбаева казался в центре внимания Сеульского антиядерного форума, ибо в его итогах задолго до его начала были заложены важные инициативы, в том числе исходившие именно от нашей страны.

Лидер Казахстана использовал авторитет, и имидж страны для продвижения комплекса мер по ограничению и контролю ядерного оружия и использования ядерной энергии в мирных целях, таких как:

· принятие юридически обязательных норм по ядерной безопасности;

· создание механизмов быстрого реагирования в случае чрезвычайных ситуаций на ядерных объектах;

· предоставления всем государствам равного доступа к гражданским ядерным технологиям и источникам НОУ, в том числе через Международный банк ядерного топлива.

Одним из примеров тому является поддержка ООН предложения Президента РК объявить 29 августа (дата закрытия Семипалатинского полигона) Всемирным днем действий против ядерных испытаний.

Глава Казахстана Президент Назарбаев Н.А. выступил с рядом новых инициатив, сформулированных с учетом аварии на АЭС «Фукусима». Суть ее заключается в развитии ядерной энергетики только при абсолютных гарантиях безопасности и на основе трех главных принципов: универсальности; транспарентности и оперативности; равенства и доверия.

Во-первых, учитывая необходимость обобщения и кодификации накопленного международно-правового опыта в сфере освоения мирного атома, Казахстан призвал к принятию юридически обязательных стандартов ядерной безопасности.

Во-вторых, наряду с полным и оперативным информированием о любых инцидентах на ядерных объектах, предлагалось разработать четкие механизмы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации.

В-третьих, Казахстан инициирует предоставление всем странам равные права на доступ к мирным ядерным технологиям, а также возможность использования гарантированных запасов Международного банка НОУ. В настоящее время работа с МАГАТЭ по размещению такого банка в Казахстане вышла на практическую стадию.

Казахстан предлагает проводить саммиты по ядерной безопасности каждые два года и готов принять один из таких саммитов в будущем в Астане.

Учитывая чрезвычайную опасность неконтролируемого расширение круга ядерных государств в 21-ом веке, предлагалось договориться о применении самых жестких международных мер, вплоть до изоляции и бойкотирования страны, которая первой применит ядерное оружие.

В тоже время, Казахстан призвал ядерные державы предоставить государствам, отказавшимся от обладания ядерным оружием, подтвержденные ООН гарантии безопасности.

Сегодня Казахстан, являясь крупнейшим производителем урана, а также имея соответствующую инфраструктуру и возможности для хранения ядерных материалов, намерен внести вклад в нераспространение и развитие мирной ядерной энергетики. Казахстан рассчитывает на дальнейшую поддержку инициативы США о размещении в РК Международного банка НОУ под эгидой МАГАТЭ.

Совместное заявление президентов Казахстана, России и США относительно трехстороннего сотрудничества на бывшем Семипалатинском испытательном полигоне, дополненное комментариями всех трех президентов, стало своего рода международной регистрацией примера такого сотрудничества.

Основные результаты Сеульского саммита.

В работе I Вашингтонского саммита приняли участие 47 государств и 3 международные организации (ООН, МАГАТЭ и ЕС). В Сеуле список расширился до 53 государств (новыми участниками стали Азербайджан, Венгрия, Габон, Дания, Литва и Румыния) и к ООН, М­АГАТЭ и ЕС присоединился Интерпол.

Касательно итогов Саммита определись две диаметрально противоположные точки зрения, которые можно условно определить как оптимистическую и скептическую. Однако никто не будет оспаривать тот факт, что Сеульский саммит, создал основу зарождения нового международного формата урегулирования ядерного вооружения и ядерной безопасности. На встрече была заложена модель управления ядернойбезопасностью.

Влияние на повестку форума оказала авария на японской АЭС «Фукусима», продемонстрировавшая наличие серьезных проб­лем в деле обеспечения безопасности в сфере мирного использования атома. Поэтому в повестке дня важное место заняли такие вопросы, как взаимосвязь между различными измерениями ядерной безопасности, повышение культуры такой безопасности и укрепление радиологической безопасности.

В рамках саммита состоялся ряд встреч, одна из которых стала наи­более значимой – это трехсторонние переговоры президентов Казахстана, США и России. Таким образом, сеульская встреча на высоком уровне еще раз продемонстрировала рост авторитета и доверия к Казахстану как активному участнику антиядерного движения.

По итогам саммита принят важный документ – коммюнике, состоящее из 11 разделов и 13 пунктов. Оно начинается с подтверждения политической приверженности решениям Вашингтонского саммита, тем самым подчеркивает преемственность Форума за безъядерный мир.

В Сеульском коммюнике предусмотрен комплекс мер по укреплению физической ядерной безопасности, контролю над радиоактивными веществами и противодействию их нелегальному перемещению. Участники саммита договорились до конца 2013 года сдать отчеты о проделанной работе по реализации его решений.

Коммюнике можно условно разделить на шесть частей. Первая часть содержит требования к соблюдению ядерной безопасности в глобальном масштабе под эгидой МАГАТЭ. В ней также подчеркивается необходимость принятия мер для усиления охраны ядерных веществ.

Вторая часть Сеульского коммюнике, пожалуй, самая важная. Она предусматривает сокращение до минимума использования материалов, которые могут стать компонентами ядерного оружия, прежде всего, высокообогащенного урана. В ней содержится призыв к переводу реакторов на низкообогащенное урановое топливо, где это технологически возможно и экономически оправдано.

Третья часть документа посвящена технической и физической ядерной безопасности, которую следует рассматривать на согласованной основе, что поможет обеспечить надежное и безопасное мирное использование ядерной энергии.

Четвертая часть Сеульского коммюнике предусматривает меры по укреплению контроля при перевозке ядерных и радиоактивных веществ. В ней подчеркивается необходимость создания базы данных о нелегальных сделках и обмене информацией.

В пятой части документа отмечается необходимость привлечения более пристального внимания общественности к проблеме ядерной безопасности, обеспечения кибербезопасности на АЭС.

В последней, шестой части Сеульского коммюнике говорится об увеличении при необходимости технической и бюджетной поддержки развивающихся странам.

Подтвердив ключевую роль агентства в укреплении ядерной безопасности, участники саммита также призвали государства и субъекты атомной промышленности увеличить добровольные отчисления в Фонд физической ядерной безопасности МАГАТЭ. Одним из важных положений коммюнике является призыв участников саммита к государствам свести к минимуму использование высокообогащенного урана (ВОУ), в том числе путем перевода реакторов на низкообогащенное топливо.

В итоговом документе государства призывают создавать при необходимости национальные реестры высокоактивных источников радиации и совершенствовать нормативно-правовую базу по обращению с радиоактивными источниками. В тексте также содержится призыв к национальным мерам и международному сотрудничеству по возврату утерянных или похищенных радиоактивных источников и укреплению контроля над неиспользуемыми радиоактивными источниками.

Поскольку ядерная безопасность зависит не только от технических и физических аспектов, но и от человеческого фактора, в документе признается важность повышения культуры безопасности в ядерной промышленности и необходимость межгосударственного обмена передовым опытом. В связи с этим большое значение имеет создание региональных центров передового опыта по ядерной без­опасности, в которых будут осуществляться образовательные программы, охватывающие все аспекты ядерной безопасности.

В Казахстане высоко оценивают итоги Сеульского Саммита по ядерной безопасности и прилагают усилия для реализации принятого по итогам Саммита Коммюнике. Трехстороннее заявление лидеров РК, США и России, продемонстрировали последовательную политику Казахстана в мировом процессе нераспространения ядерного оружия и безопасного использования атомной энергии.

Источник: Российско-Корейское информационное агентство РУСКОР
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии активной гиперссылки на www.ruskorinfo.ru.

ОЦЕНИТЕ КАЧЕСТВО ТЕКСТА
Рейтинг: 5 (оценок: 2)
главная тема
самое читаемое

Статьи
Интервью
Экспертные мнения